На юг от столицы Бурятии г. Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен Тарбагатайский район. Через Тарбагатай, красивое старообрядческое село, проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. В 22 селах и деревнях района проживает более 17000 человек. Это, в основном, русское старообрядческое население – «семейские».Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Одним из наиболее значимых событий того периода стал церковный раскол. Русскому правителю Алексею Михайловичу (Тишайшему) и патриарху Никону хотелось расположить к России народы, исповедующие православие (славян, грузин, армян, греков). С этой целью царь решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах (в Украине, Грузии, Армении). Были исправлены книги, изменено хождение посолонь, т.е. хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшилось количество поклонов, сильно изменено и церковное песнопение, из-за чего оно фактически лишило «многогласия», которое сокращало службу в церкви. Введено написание имени Иисус с двумя «и», вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу. Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Первых вывезенных из Ветки в 1765 году старообрядцев поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково, Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских, скоро выросли добротные селения. Постоянной опорой в нелегкой судьбе старообрядцев, вечно гонимых официальной церковью и государством, служила нематериальная культура.Прошло 250 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи, моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинный покрой одежды.Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности их культуры. Это мы находим в их образе жизни, в быту, в культуре семьи, крепости нравственных устоев, в величавости их одежды, в оформлении жилищ, в росписи их утвари, жилых помещений. До наших дней они сохранили золотой фонд русской народно-бытовой культуры.Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического, культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубину средневековья. Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов.Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).Для того, чтобы получить достоверную информацию о жизни народа, проживающего на территории Тарбагатайского района, нужно проехать по селам Тарбагатай, Куналей, Десятниково, Куйтун, и вы окажетесь в конце XIX века на типичной старообрядческой улице. Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай отцом Сергием, вы увидите старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснетесь к далекому прошлому семейских.Семейские – хлебосольный, гостеприимный народ, любят яркие веселые тона. Раскраска карнизов, ставней, наличников радует глаз веселым разноцветьем. Это говорит о жизнелюбии народа, его веселом нраве и достатке. Кухня семейских представляет большой выбор мясных, молочных блюд, выпечки. Побывав на подворье семейских, отведав пирогов, оладьев, щей, каш, каждый захочет вновь вернуться.